По значимости для мирового автомобильного дизайна Citroen Traction Avant можно сравнить со стрелкой компаса, указавшей направление всем кузовостроителям, которые занимались в начале 30-х годов массовой продукцией. В мае 1934 года его дебют вызвал шок и в одночасье отодвинул всех остальных далеко назад. Сегодня, когда с того момента прошло более 60 лет, очевидно, что никакой случайности в этом не было, а успех базировался на трех китах: переднеприводной компоновке, конструкции стального несущего монокока кузова, а также блестящей работе дизайнера Фламинио Бертони.
Переднеприводная компоновка придала композиции автомобиля динамично ориентированный вперед силуэт, а эффектно расставленные по углам кузова колеса вносили в образ агрессивность (может быть за это Traction так нравился гангстерам?). Безрамный монокок позволил сделать кузов необычно низким, что помогло избавиться от патриархальной подножки. Все эти технические инновации Бертони перевел на язык художественного восприятия.
В 1923 г. итальянец Фламинио Бертони приехал в Париж изучать живопись, скульптуру и архитектуру. Получив образование, он начал работать в парижском кузовном ателье «Сикаль» (Sical). В начале 30-х Андре Ситроен пригласил Бертони создать форму автомобиля, разрабатываемого по программе Petite Voiture. Дизайнер отнесся к заданию неординарно и начал с того, что на поворотном станке-подставке, которым пользуются скульпторы, вылепил из глины масштабную модель автомобиля в 1/4 натуральной величины. Быть может, благодаря этому форма и пластика автомобиля впоследствии воспринимались столь цельно и поверхность как бы перетекала от одной грани к другой. Кроме этого, впервые в рисунке предвоенных автомобилей Бертони использовал мотив «падающей назад» подоконной линии, которая плавно, но динамично спускалась от бокового перелома облицовки радиатора к верхней кромке заднего крыла. От этого силуэт автомобиля напоминал изготовившегося к прыжку зверя.
Поначалу конструкция несущего монокока выходила чрезвычайно сложной и нетехнологичной. В этой связи, в обстановке строжайшей секретности, Сitroеn консультировался с крупнейшим мировым производителем цельностальных кузовов — американской фирмой Budd. Сложность конструкции монокока не сказалась на довольно широкой гамме выпускавшихся кузовов — от базового четырехдверного седана и его удлиненной «семейной» версии «familiare» с добавочным рядом складных сидений типа «страпонтен», до двухдверного родстера, который по праву считался самой красивой моделью семейства. Кроме того, за 23 года производства кузов Traction трижды модифицировался. Изменения касались базы, длины капота (под 6- и 8-цилиндровые двигатели), вида крышки багажника, формы радиатора, колесных дисков, а также бамперов, которые были вначале изогнутыми, а на последней серии прямыми. Прекрасный родстер выпускался лишь до войны — с 1934 по 1938 гг., а все послевоенные кабриолеты серий 11 и 15 Six являлись продукцией разнообразных кузовных ателье. В 1953 г. кузова Сitroеn стали оборудоваться более емким багажником (за счет увеличения глубины крышки), а также небольшой серией была выпущена пятидверная модель Сommerciale 11СV, которую можно считать предтечей всех современных кузовов типа «хэтчбек».
Особого упоминания достоин прототип серии Traction, снабженный двигателем V8. Идеей более мощного и скоростного автомобиля Андре Ситроен «заболел» в 1932 г., когда узнал о фордовской разработке компактного 8-цилиндрового V-образного двигателя. Спустя два года ярко-красный родстер с аналогичным мотором уже демонстрировался на Парижском автомобильном салоне. Ведущий конструктор проекта Жан Арон (Jean Aron) как мог старался сохранить дизайн Бертони. Пассажирский салон остался без изменений, но колесная база, и в особенности капот, были существенно увеличены по длине. И хотя площадь радиатора также стала больше, мощный двигатель перегревался. Изменился и логотип — на фоне ситроеновского шеврона расположилась цифра 8. На капоте появилась подштамповка в виде стрелы, которая придавала жесткость и снижала вибрации поверхности. Стали солидней и детали — двойной изогнутый бампер и интегрированные в крылья овальные фары работали на имидж мощного и дорогого автомобиля. Также предполагалось устанавливать кузова пяти типов: четырехдверный седан, его удлиненную версию familiare, кабриолет, фальш-кабриолет и сити-купе. Работы по доводке автомобиля продолжались до лета 1935 г., пока фирму не возглавил Пьер Мишлен (Pierre Michelin), который и закрыл проект. Несмотря на это, дизайн серии Traction успешно дожил до середины 50-х, попутно послужив своеобразным донором для архитектуры последующих автомобилей марки Citroеn работы Бертони — 2CV, DS и Ami.
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Полная версия правил